«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 22 (2025 / 1)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

«В себе» и «вне себя»: об очищении души в «Федоне» (79d1)

12–22

 99 KB

Цуккетти Н., Лавилья де Лера Д.

Платон и сложный γένος «Софиста»

23–39

 136 KB

Шемякина М. А.

Поэтика повествования в диалоге Платона «Кратил»

40–57

 136 KB

Минак В. С.

Пещера, беседа, самопознание: VII книга «Государства» и возможные позднеантичные «новации» в «Алкивиаде I»

58–69

 93 KB

Рецепции платонизма

Курдыбайло Д. С.

Платоновские мифы в истолковании Плотина: содержание и метод

70–94

 144 KB

Галанин Р. Б.

Рецепция образа Сократа в философии ранней Стои: критический взгляд

95–117

 141 KB

Семенов В. Е.

Учение об идеях у Платона и Канта

118–151

 177 KB

Тихеев Ю. Б.

Платон в европейской философской культуре от романтизма до конца XIX в.

152–168

 113 KB

Курбатов А. Г.

Гранатовое зернышко: Феофил Антиохийский и Платон

169–178

 82 KB

Колесников И. Д.

К вопросу об авторстве идеи «уподобления богу» (Stob. 2.7.3f)

179–197

 143 KB

Платонизм в русской философии

Гравин А. А., Анохина Ю. Ю.

Дистинкция εἶδος и ἰδέα в тезаурусе философии «раннего» А.Ф. Лосева

198–217

 225 KB

Переводы и публикации

Иванова Ю. В.

Джованни Пико делла Мирандола. «Особый комментарий к Канцоне о любви Джироламо Бенивьени». Строфы I-IV (перевод и комментарий)

218–262

 248 KB

Гараджа А. В.

«Введение к Платонову Иону, или О поэтическом неистовстве» Марсилио Фичино (текст, перевод и комментарии)

263–281

 191 KB

In memoriam

Светлов Р. В.

Памяти Томаса Мора Робинсона (11 апреля 1936, Хоутон-ле-Спринг - 23 апреля 2023, Париж)

282–285

 56 KB
 
 
Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Российский государственный гуманитарный университет

«В себе» и «вне себя»: об очищении души в «Федоне» (79d1)

Keywords: «Федон», субъектность, перевод, несоставность, очищение, Плотин, единое, ум, душа, трансцендирование
В этой небольшой заметке автор продолжает раскрывать проблематику «субъекта» у Платона. Один из моих главных тезисов заключается в том, что так называемая субъектность меняется у него в соответствии с разными сферами сущего, эксплицитно описанными в шестой книге «Государства» (R. 509-511), а потом модифицированными в начале седьмой книги в «аллегории пещеры». Здесь делается попытка показать, как даже на минимальных участках текста можно фиксировать эту проблематику - в данном случае это демонстрируется на примере разных возможностей перевода фразы ἐξῇ αὐτῇ во фрагменте 79d1 диалога «Федон». На взгляд автора, ее следует переводить исходя не из ἔξεστι, а из ἐξίημι, что и грамматически лучше связано с предшествующим γένηται. Однако главный аргумент здесь не грамматический, а содержательный: контекст «заклинаний» от страха смерти, в котором подчеркнута необходимость полного очищения души еще при жизни путем отрешения от чувственных восприятий, определяет здесь описание «чистого» «несоставного» состояния, ведущего к радикальному трансцендированию (ἐξῇ αὐτῇ). Логика Платона в этом фрагменте иллюстрируется соответствующими пассажами из трактата Плотина «О познающих ипостасях и о том, что по ту сторону» (Enn. 5.3). В заключение подчеркнуто, что автор статьи вовсе не настаивает на единственной правильности перевода ἐξῇ в данном контексте «Федона» как производного от ἐξίημι, но говорит лишь об очень большой вероятности, оправданной смыслом «выхождения» за пределы составной «субъектности», как она существует на других уровнях сущего, во внечувственное, «простое» и «божественное» состояние.
 
 
Назад к оглавлению