|
Семенов, Валерий Евгеньевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Первоначало субъективности у Платона и Канта
|
|
Keywords:
трансцендентальный субъект, первоначало субъективности, беспредпосылочное начало, Кант, Платон
|
В статье исследуются сущность и роль трансцендентального субъекта в теоретической и практической философии Канта, а также прослеживается трансцендентальная деятельность чистых структур души в метафизике Платона. Такое сопоставление философов вполне правомерно, поскольку и Платон, и Кант являются яркими представителями трансцендентальной парадигмы в европейской философии. Трансцендентальный субъект Канта не представляет собою некую отдельную субстанцию, но есть лишь логический субъект мышления. Очевидно, что трансцендентальный субъект (как чистое и простое Я) не дает для опыта ничего, если он никак не связан с чувственными созерцаниями. Таким образом, трансцендентальный субъект — это абстрактное определение самореферентного мышления и, следовательно, первоначало субъективности. В сфере практического разума трансцендентальный субъект, пребывающий вне времени, пространства и категорий, в качестве ноумена или вещи самой по себе, позволяет утвердить человеческую свободу. В таком случае трансцендентальный субъект предстает в качестве фундамента свободного произволения личности в независимой от природной каузальности практической области. В свою очередь, Платон, используя очищение (редукцию) души, постепенно восходит к высшим способностям ума — дианойе и ноэсису. Дианойя — как рассудочное познание — характеризуется своим синтетическим действием с использованием рецептивности, памяти, воображения, врожденных идей и анамнесиса как результирующего припоминания. В итоге формируется трансцендентальное синтетическое познание в понятиях. Ноэсис в качестве чистого, сугубо разумного познания, уже не опирается на предпосылки-гипотезы (понятия), но представляет собою «схватывание» идей на основе восхождения к главной идее Блага. Восхождение к «беспредпосылочному началу» позволило Платону эксплицировать первоисточник трансцендентального и трансцендентного мышления. Именно «беспредпосылочное начало» лежит в основании мышления вообще и является аналогом трансцендентального субъекта Канта как первоначала субъективности.
|
|
|
|
|
|
|