|
Шемякина, Мария Александровна Санкт-Петербургский государственный университет
Поэтика повествования в диалоге Платона «Кратил»
|
|
Keywords:
поэтика повествования, язык философии, «Кратил», Платон
|
В данном исследовании через анализ поэтики повествования Платона на примере диалога «Кратил» раскрывается концептуальное поле проблемы языка философии с опорой на работы Г.Г. Шпета, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, В.В. Бибихина, П. Рикёра, на основе которых возможно сконструировать методологию для исторического рассмотрения проблемы языка философии. В «Кратиле» характерная для текстов Платона повествовательная рамка «рассказа в рассказе» редуцирована, потому что предметом изображения является непосредственный процесс присвоения имен вещам. При этом сохраняется и «остраняется» принцип создания философского образа идеи, структура которого одновременно изображает непосредственное созерцание истины и ее отражение в системе подобий в едином событии повествования. В статье предлагается описание поэтики в двух взаимосвязанных измерениях, обозначенных как оппозиция мимесиса и диегезиса и как напряжение диалектики и диалогики, соотношение которых образует внутреннюю форму языка философии Платона - метаязык понятий о праязыке сущностей во внешней форме художественных образов. Через истолкование многоуровневой структуры диалога определяются две ключевые стратегии платоновского нарратива: миметическая стратегия выражается в диалогических отношениях между завершающим сознанием автора-творца и изображаемыми позициями персонажей, диегетическая стратегия заключается в создании диалектики исторического и художественного дискурсов, которая образует концептуальное поле живой философской метафоры. Способ конституирования философской метафоры Платона сформулирован в ходе анализа метода сократовской этимологии, воплощающего центральный для диалога мотив возвращения к природному основанию смысла через восстановление происхождения и правильности имен. Рассмотренная организация поэтики Платона позволяет сделать неизбежную частность интерпретативной позиции необходимым указанием на целое, восполнение которого происходит за счет ответного перехода реципиента от наблюдения разных модусов логоса к понимающему мышлению о природе и способе образования и выражения смысла слова.
|
|
|
|
|
|
|