«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 21 (2024 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные перекличкии философские пересечения (часть 2)

11–40

 174 KB

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Диалог «Филеб» в дискурсе платоновской апофатики: историко-философский анализ

41–53

 102 KB

Семенов В. Е.

Первоначало субъективности у Платона и Канта

54–73

 131 KB

Рецепции платонизма

Антонюк М. В.

Описание философской школы Платона в сирийском трактате «Причина основания школ»

74–91

 141 KB

Колесников И. Д.

Театральные, игровые и зрелищные метафоры у Эпиктета

92–112

 176 KB

Галанин Р. Б.

Еврейская идентичность и греческая пайдейя: случай Филона Александрийского

113–144

 194 KB

Щербаков Ф. Б.

Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе.

145–172

 153 KB

Щукин Т. А.

Читали ли «Халдейские оракулы» в x веке? Свидетельство Симеона Нового Богослова

173–199

 158 KB

Сенина Т. А.

Христиане как новые софисты: критика христианства в платонической философии Георгия Гемиста Плифона

200–222

 151 KB

Рецепции платонизма в Новое время

Михайловский А. С.

«Евклидовы просветления» Томаса Гоббса: от геометрического идеала доказательства к идеалу геометрии как науки о действительности

223–261

 207 KB

Гурьянов И. Г., Михайловский А. С.

Медицина и риторика: эпидемии как вызов для «наук о контингентном» xv–xvii вв.

262–300

 209 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

«Метафизические уроды» и их потомство: критика неоплатонизма И.М. Скворцовым в контексте развития русской духовно-академической философии xix века

301–322

 135 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 65v–68r (текст и перевод)

323–363

 214 KB

Месяц С. В.

Аристотель. О сновидениях (перевод и комментарии)

364–387

 172 KB

Гараджа А. В.

«Толкование Халдейских оракулов» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

388–417

 214 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Колесников, Илья Дмитриевич
Саратовская государственная юридическая академия; Саратовская государственная консерватория

Театральные, игровые и зрелищные метафоры у Эпиктета

Keywords: метафора театра, метафора празднества, созерцательная жизнь, стоицизм, уподобление богу
Цель статьи — исследовать семантику единого блока метафор театра, игры и праздничного зрелища у Эпиктета, поскольку они позволяют более точно раскрыть смысловые оттенки его философии. Семантика театральной метафоры (theatrum mundi) неоднородна и предполагает следующие мотивы: согласованность частей драмы, тема актерства (мы все носим маски), своевременное окончание роли, хорошее исполнение роли, которая дана нам судьбой, и последовательное ее исполнение. Последний мотив свойствен именно Эпиктету, а остальные совпадают с семантикой театральной метафоры у прочих стоиков. Игровые метафоры, как и театральные, нацелены на разоблачение повседневности и преодоление излишней серьезности («всё это только игра»). Общая черта театральных и игровых метафор — отрицание власти обстоятельств, обе они мыслятся в контексте стоической этики. Семантика метафор праздничного зрелища (πανήγυρις) и священной процессии (πομπή) значительно отличается от двух предыдущих. Основные мотивы этой метафоры следующие: человек сам выбирает свою роль; мир обладает характером празднества; мы рождены для того, чтобы созерцать красоту зрелища космоса; созерцая это прекрасное зрелище, человек становится соучастником бога и тем самым приближается к нему. В философии Эпиктета и Сенеки приближение к богу и уподобление ему (ὁμοίωσις θεῷ) становится возможным не только путем добродетели, как это было в среднем стоицизме, но и путем созерцательной жизни. В отличие от театральных и игровых метафор, которые сосредоточены исключительно на этической области, у Эпиктета и Сенеки мышление разворачивается в значительно более широком — физическом и теологическом — контексте. Физика перестает быть вторичной по отношению к этике, поскольку созерцание красоты космоса становится самодостаточным.
 
 
Назад к оглавлению