«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 21 (2024 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные перекличкии философские пересечения (часть 2)

11–40

 174 KB

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Диалог «Филеб» в дискурсе платоновской апофатики: историко-философский анализ

41–53

 102 KB

Семенов В. Е.

Первоначало субъективности у Платона и Канта

54–73

 131 KB

Рецепции платонизма

Антонюк М. В.

Описание философской школы Платона в сирийском трактате «Причина основания школ»

74–91

 141 KB

Колесников И. Д.

Театральные, игровые и зрелищные метафоры у Эпиктета

92–112

 176 KB

Галанин Р. Б.

Еврейская идентичность и греческая пайдейя: случай Филона Александрийского

113–144

 194 KB

Щербаков Ф. Б.

Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе.

145–172

 153 KB

Щукин Т. А.

Читали ли «Халдейские оракулы» в x веке? Свидетельство Симеона Нового Богослова

173–199

 158 KB

Сенина Т. А.

Христиане как новые софисты: критика христианства в платонической философии Георгия Гемиста Плифона

200–222

 151 KB

Рецепции платонизма в Новое время

Михайловский А. С.

«Евклидовы просветления» Томаса Гоббса: от геометрического идеала доказательства к идеалу геометрии как науки о действительности

223–261

 207 KB

Гурьянов И. Г., Михайловский А. С.

Медицина и риторика: эпидемии как вызов для «наук о контингентном» xv–xvii вв.

262–300

 209 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

«Метафизические уроды» и их потомство: критика неоплатонизма И.М. Скворцовым в контексте развития русской духовно-академической философии xix века

301–322

 135 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 65v–68r (текст и перевод)

323–363

 214 KB

Месяц С. В.

Аристотель. О сновидениях (перевод и комментарии)

364–387

 172 KB

Гараджа А. В.

«Толкование Халдейских оракулов» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

388–417

 214 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Галанин, Рустам Баевич
Русская христианская гуманитарная академия; Санкт-Петербургский государственный университет

Еврейская идентичность и греческая пайдейя: случай Филона Александрийского

Keywords: еврейская идентичность, пайдейя, библеистика, гендерные исследования, античная философия
В эпоху эллинизма евреи столкнулись, с одной стороны, с потребностью более или менее органично вписаться в культурный греческий ареал, с другой же — с необходимостью сохранить при этом свою религиозную и — шире — культурную идентичность. Чтобы еврей мог осуществить успешную жизненную карьеру, скажем, в Египте Птолемеев, ему нужно было стать субъектом греческих педагогических институций — в первую очередь палестры и гимнасия. Проблема с традиционными еврейскими ценностями могла возникнуть уже при входе в палестру: нужно было обнажать свое тело, что, как известно, иудаизмом не одобрялось (Юб. 3:31). При этом, как также хорошо известно, везде, где имелись гимнасии, сразу пышным цветом расцветала пресловутая греческая «любовь к мальчикам» (mos Graecorum), которая представляла собой уже самостоятельную педагогическую практику, субъектом которой еврей не мог стать хотя бы потому, что по Закону за это, то есть за мужеложство, полагалась смертная казнь (Лев. 18:22 и 20:13). Филон Александрийский, не отрицая пользы гимнасиев (Spec. 2.229–230), о любви к мальчикам высказывается в полном согласии с Законом (Spec. 3.37–42). Однако коллизия традиционных еврейских ценностей и греческих практик существовала не только в Египте. Так, в Иудее первосвященник Ясон со своими присными — эллинизаторами построил гимнасий и решил воспитывать еврейских юношей на греческий манер. Согласно 1 Мак. 1:14–15 в своем рвении быть эллинами Ясон и иже с ним даже «восстановили у себя крайнюю плоть» (ἐποίησαν ἑαυτοῖς ἀκροβυστίας), то есть проделали болезненную операцию, которая называлась эписпазм. Статья посвящена разбору тех коллизий, когда эллинистические евреи, принимая во внимание греческие ценности, выстраивали собственную систему воспитания, и для примера берется Филон Александрийский, в чьем творчестве синтез эллинизма и иудаизма обрел свое высшее выражение, так что Филону в итоге удалось вобрать в себя все самые лучшие проявления греческой культуры, не только не изменив своей еврейской идентичности и культуре, но и существенно обогатив обе традиции.
 
 
Назад к оглавлению