«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 21 (2024 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные перекличкии философские пересечения (часть 2)

11–40

 174 KB

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Диалог «Филеб» в дискурсе платоновской апофатики: историко-философский анализ

41–53

 102 KB

Семенов В. Е.

Первоначало субъективности у Платона и Канта

54–73

 131 KB

Рецепции платонизма

Антонюк М. В.

Описание философской школы Платона в сирийском трактате «Причина основания школ»

74–91

 141 KB

Колесников И. Д.

Театральные, игровые и зрелищные метафоры у Эпиктета

92–112

 176 KB

Галанин Р. Б.

Еврейская идентичность и греческая пайдейя: случай Филона Александрийского

113–144

 194 KB

Щербаков Ф. Б.

Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе.

145–172

 153 KB

Щукин Т. А.

Читали ли «Халдейские оракулы» в x веке? Свидетельство Симеона Нового Богослова

173–199

 158 KB

Сенина Т. А.

Христиане как новые софисты: критика христианства в платонической философии Георгия Гемиста Плифона

200–222

 151 KB

Рецепции платонизма в Новое время

Михайловский А. С.

«Евклидовы просветления» Томаса Гоббса: от геометрического идеала доказательства к идеалу геометрии как науки о действительности

223–261

 207 KB

Гурьянов И. Г., Михайловский А. С.

Медицина и риторика: эпидемии как вызов для «наук о контингентном» xv–xvii вв.

262–300

 209 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

«Метафизические уроды» и их потомство: критика неоплатонизма И.М. Скворцовым в контексте развития русской духовно-академической философии xix века

301–322

 135 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 65v–68r (текст и перевод)

323–363

 214 KB

Месяц С. В.

Аристотель. О сновидениях (перевод и комментарии)

364–387

 172 KB

Гараджа А. В.

«Толкование Халдейских оракулов» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

388–417

 215 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Щукин, Тимур Аркадьевич
Социологический институт Российской академии наук – филиал ФНИСЦ РАН

Читали ли «Халдейские оракулы» в x веке? Свидетельство Симеона Нового Богослова

Keywords: Симеон Новый Богослов, «Халдейские оракулы», Михаил Пселл, Синезий Киренский
Статья посвящена выявлению источников учения, которое Симеон Новый Богослов, мистик конца x — начала xi вв., приписывает своим оппонентам в 1-м гимне. Элементы этого учения следующие: (1) бытие имеет трехчастную структуру; (2) душа после смерти сохраняет какой-то элемент земного, материальнотелесного естества; (3) свое восхождение к Богу она совершает только после смерти; (4) это движение имеет свой предел — душа останавливается посередине пути между тьмой и светом, будучи не способна преодолеть «бездну», пролегающую между небесным и земным мирами. На взгляд автора, все элементы этого учения содержатся в двух актуальных для конца x — начала xi вв. толкованиях на 158-й фрагмент «Халдейских оракулов»: толковании Синезия Киренского — она обнаруживается в трактате «О сновидениях»; а также в комментариях Михаила Пселла на указанный среднеплатонический текст, которые отражают более раннюю неоплатоническую экзегетическую традицию. Симеон Новый Богослов воспроизводит учение комментаторов, во-первых, в карикатурном виде, искажая и упрощая его, а во-вторых, переводит это учение на язык христианской догматики. В конечном итоге мистик использует неоплатонический материал для конструирования собственного образно-понятийного ряда.
 
 
Назад к оглавлению