|
Щербаков, Федор Борисович Российский государственный гидрометеорологический университет
Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе.
|
|
Keywords:
античное понятие, хронотоп, античный образ, античная поэтика, Боэций, герменевтический анаколуф, Пруденций, «Психомахия», Марциан Капелла, фантазия, философская аллегореза, философская аллегория, хронотоп
|
Позднеантичная аллегорическая литература подразумевает постоянную работу с двумя формами мысли — образом и понятием. Основной тезис статьи заключается в том, что образный аспект аллегории разворачивается эстетически — через наррацию, понятийный же аспект учитывает только абстрактно-смысловое содержание аллегории и разворачивается обычно через выведение одних логических качеств через другие. На материале произведений Пруденция, Марциана Капеллы и Боэция доказывается, что поэтика аллегории не только амбивалентна, но ведет к двум возможным «сценариям» движения сюжета и художественной репрезентации персонажей. Более того, поскольку образное и понятийное начала аллегории сами по себе вполне автономны, их экспликации автором приводят к многочисленным противоречиям, которые мы назвали «герменевтическими анаколуфами». Такая амбивалентность аллегории и обращенность одновременно к чувственно-конкретному «правдоподобию» (со стороны образа) и к идеальным логическим связям (со стороны понятия) сказывается и на особенностях изображения пространственно-временных структур изображаемого мира: если образ тяготеет к более распространенным в античной литературе типам хронотопа (например, как в любовном романе или романе странствий), то понятие способствует выработке такого особого типа хронотопа, как «надмирный» хронотоп, описывающий реальность как бы с точки зрения Бога и лежащую по ту сторону времени и пространства. Наконец, указывается особая роль принципа воображения (φαντασία) в поэтике позднеантичного аллегоризма: его объединяет с аллегорией как фигурой мысли то, что они в равной степени отсылают к процедуре произвольного авторского отбора (ἀφαίρεσις), который позволяет автору конструировать свои художественно-иносказательные миры практически без каких-либо ограничений со стороны принципа подражания (μίμησις).
|
|
|
|
|
|
|