«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 21 (2024 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные перекличкии философские пересечения (часть 2)

11–40

 174 KB

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Диалог «Филеб» в дискурсе платоновской апофатики: историко-философский анализ

41–53

 102 KB

Семенов В. Е.

Первоначало субъективности у Платона и Канта

54–73

 131 KB

Рецепции платонизма

Антонюк М. В.

Описание философской школы Платона в сирийском трактате «Причина основания школ»

74–91

 141 KB

Колесников И. Д.

Театральные, игровые и зрелищные метафоры у Эпиктета

92–112

 176 KB

Галанин Р. Б.

Еврейская идентичность и греческая пайдейя: случай Филона Александрийского

113–144

 194 KB

Щербаков Ф. Б.

Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе.

145–172

 153 KB

Щукин Т. А.

Читали ли «Халдейские оракулы» в x веке? Свидетельство Симеона Нового Богослова

173–199

 158 KB

Сенина Т. А.

Христиане как новые софисты: критика христианства в платонической философии Георгия Гемиста Плифона

200–222

 151 KB

Рецепции платонизма в Новое время

Михайловский А. С.

«Евклидовы просветления» Томаса Гоббса: от геометрического идеала доказательства к идеалу геометрии как науки о действительности

223–261

 207 KB

Гурьянов И. Г., Михайловский А. С.

Медицина и риторика: эпидемии как вызов для «наук о контингентном» xv–xvii вв.

262–300

 209 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

«Метафизические уроды» и их потомство: критика неоплатонизма И.М. Скворцовым в контексте развития русской духовно-академической философии xix века

301–322

 135 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 65v–68r (текст и перевод)

323–363

 214 KB

Месяц С. В.

Аристотель. О сновидениях (перевод и комментарии)

364–387

 172 KB

Гараджа А. В.

«Толкование Халдейских оракулов» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

388–417

 214 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Щербаков, Федор Борисович
Российский государственный гидрометеорологический университет

Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе.

Keywords: античное понятие, хронотоп, античный образ, античная поэтика, Боэций, герменевтический анаколуф, Пруденций, «Психомахия», Марциан Капелла, фантазия, философская аллегореза, философская аллегория, хронотоп
Позднеантичная аллегорическая литература подразумевает постоянную работу с двумя формами мысли — образом и понятием. Основной тезис статьи заключается в том, что образный аспект аллегории разворачивается эстетически — через наррацию, понятийный же аспект учитывает только абстрактно-смысловое содержание аллегории и разворачивается обычно через выведение одних логических качеств через другие. На материале произведений Пруденция, Марциана Капеллы и Боэция доказывается, что поэтика аллегории не только амбивалентна, но ведет к двум возможным «сценариям» движения сюжета и художественной репрезентации персонажей. Более того, поскольку образное и понятийное начала аллегории сами по себе вполне автономны, их экспликации автором приводят к многочисленным противоречиям, которые мы назвали «герменевтическими анаколуфами». Такая амбивалентность аллегории и обращенность одновременно к чувственно-конкретному «правдоподобию» (со стороны образа) и к идеальным логическим связям (со стороны понятия) сказывается и на особенностях изображения пространственно-временных структур изображаемого мира: если образ тяготеет к более распространенным в античной литературе типам хронотопа (например, как в любовном романе или романе странствий), то понятие способствует выработке такого особого типа хронотопа, как «надмирный» хронотоп, описывающий реальность как бы с точки зрения Бога и лежащую по ту сторону времени и пространства. Наконец, указывается особая роль принципа воображения (φαντασία) в поэтике позднеантичного аллегоризма: его объединяет с аллегорией как фигурой мысли то, что они в равной степени отсылают к процедуре произвольного авторского отбора (ἀφαίρεσις), который позволяет автору конструировать свои художественно-иносказательные миры практически без каких-либо ограничений со стороны принципа подражания (μίμησις).
 
 
Назад к оглавлению