«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 22 (2025 / 1)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

«В себе» и «вне себя»: об очищении души в «Федоне» (79d1)

12–22

 99 KB

Цуккетти Н., Лавилья де Лера Д.

Платон и сложный γένος «Софиста»

23–39

 136 KB

Шемякина М. А.

Поэтика повествования в диалоге Платона «Кратил»

40–57

 136 KB

Минак В. С.

Пещера, беседа, самопознание: VII книга «Государства» и возможные позднеантичные «новации» в «Алкивиаде I»

58–69

 93 KB

Рецепции платонизма

Курдыбайло Д. С.

Платоновские мифы в истолковании Плотина: содержание и метод

70–94

 144 KB

Галанин Р. Б.

Рецепция образа Сократа в философии ранней Стои: критический взгляд

95–117

 141 KB

Семенов В. Е.

Учение об идеях у Платона и Канта

118–151

 177 KB

Тихеев Ю. Б.

Платон в европейской философской культуре от романтизма до конца XIX в.

152–168

 113 KB

Курбатов А. Г.

Гранатовое зернышко: Феофил Антиохийский и Платон

169–178

 82 KB

Колесников И. Д.

К вопросу об авторстве идеи «уподобления богу» (Stob. 2.7.3f)

179–197

 143 KB

Платонизм в русской философии

Гравин А. А., Анохина Ю. Ю.

Дистинкция εἶδος и ἰδέα в тезаурусе философии «раннего» А.Ф. Лосева

198–217

 225 KB

Переводы и публикации

Иванова Ю. В.

Джованни Пико делла Мирандола. «Особый комментарий к Канцоне о любви Джироламо Бенивьени». Строфы I-IV (перевод и комментарий)

218–262

 248 KB

Гараджа А. В.

«Введение к Платонову Иону, или О поэтическом неистовстве» Марсилио Фичино (текст, перевод и комментарии)

263–281

 191 KB

In memoriam

Светлов Р. В.

Памяти Томаса Мора Робинсона (11 апреля 1936, Хоутон-ле-Спринг - 23 апреля 2023, Париж)

282–285

 56 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Семенов, Валерий Евгеньевич
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Учение об идеях у Платона и Канта

Keywords: функции идей, идеи разума, практический разум
Статья посвящена анализу учений Платона и Канта об идеях. Ставится цель эксплицировать основные функции идей в этих концепциях. В учении Платона присутствуют следующие функции: (i) онтологическая, включающая четыре аспекта: идея есть основа, причина и источник бытия вещи; идея есть парадигма (образец) для вещей; идея есть сущность вещи; идея в высшем и совокупном проявлении - эйдос Блага; (ii) телеологическая: в идее содержатся конечные цели каждой вещи самой по себе и ее копии в чувственно воспринимаемом мире; (iii) эпистемологическая: идея - особого рода понятие, используемое дианойей (рассудком) и ноэсисом (разумом); (iv) аксиологическая и этическая: идеи ноэсиса являются господствующими ценностями и регулятивными идеями всего человеческого существования; (v) эстетическая: некоторые идеи высших качеств (например, красота, прекрасное как таковое) представляют собою эстетический критерий и идеал; (vi) психологическая: идея есть душа; (vii) динамическая: идея-душа является источником и началом движения для всего остального, что движется. Учение афинского схоларха об идеях является незыблемой основой не только его философии, но также родовым фундаментом всей европейской философской мысли. В концепции Канта эксплицированы следующие функции идей разума: (i) регулирование опыта: трансцендентальные идеи регулируют деятельность разума в отношении опыта; (ii) систематизация идей метафизики: трансцендентальные понятия обосновывают идеи метафизики, имеющие непосредственное отношение к «общечеловеческим интересам»; (iii) обоснование практической области: идеи разума делают возможным переход от понятий о природе к практическим понятиям и таким образом создают фундамент для моральных идей. Практические функции идей являются базовыми для обоих философов.
 
 
Назад к оглавлению